С момента запуска App Store в 2008 году он работал практически одинаково в 175 странах.
Компания называет результат экономическим чудом. Продажи в App Store превысили $1 трлн, популярность приложений помогла создать более семи миллионов рабочих мест и принесла Apple миллиарды долларов чистой прибыли.
Но спустя почти 16 лет после запуска магазина Apple постепенно теряет власть над ним, а множество законов в разных странах заставляют компанию идти на уступки, которые ранее казались невозможными.
Евросоюз заставил Apple поменять подход к распространению приложений
8 марта в Евросоюзе начал действовать Закон о цифровых рынках (DMA), который был принят в 2022 году, и сильнее всего ударил по Apple.
Этот закон заставил Apple открыть доступ для других магазинов приложений на iOS и разрешить альтернативные платежные системы в приложениях.
Apple будет исполнять этот закон, хоть и выступает категорически против него. Компания заявляет, что её контроль над App Store имеет решающее значение для безопасности и качества распространяемых ею приложений.
В тему: Как будет работать модерация приложений, которые распространяются за пределами App Store
Представитель Apple сообщил The New York Times, что компания провела месяцы, обсуждая с Европейской комиссией законопроект, и провела встречи с разработчиками, обсуждая планы по изменению App Store, чтобы одновременно свести к минимуму риски вредоносного ПО и мошенничества.
Инженеры Apple потратили тысячи часов на создание более 600 новых программных инструментов для разработчиков, которые необходимы для соблюдения DMA.
Ожидается, что эти изменения сократят продажи через App Store и приведут к снижению прибыли. По данным Bernstein Research, в прошлом году выручка App Store составила $24,12 млрд.
Другие страны планируют принять аналогичные законы, и Россия тоже
Перед тем, как столкнуться с новыми европейскими требованиями, Apple пришлось разрешить альтернативные платежные системы в США и Южной Корее.
Подобные законопроекты обсуждаются в Великобритании, Японии и Австралии.
Минцифры России ранее заявляло, что планирует внести законопроект, который обяжет Apple открыть доступ к установке приложений из сторонних магазинов. Эта инициатива не кажется бесперспективной, потому что Apple продолжает исполнять решения российских судов и оплачивать штрафы.
В App Store есть комиссия 30%, которую ненавидят все разработчики
Когда впервые появился App Store, Стив Джобс заявил, что комиссия была выгодной, потому что она позволяла каждому разработчику распространять приложения на iPhone.
Но с годами рынок приложений менялся, а условия Apple оставались прежними. Пользователи не замечают комиссии, потому что она удерживается с доходов разработчиков. Например, когда вы покупаете подписку на iOS или приложение за 100 рублей, разработчик получает 70 рублей, а 30 рублей забирает Apple.
Крупных разработчиков стала не устраивать такая практика. Например, Netflix отключил возможность покупки подписки на iOS. Другие разработчики повышают цены на iOS, чтобы переложить оплату комиссии на пользователей.
В результате бывают случаи, когда подписка на iOS стоит, к примеру, 130 рублей, а на Android и сайте компании — 100 рублей.
Некоторые разработчики считают, что оба варианта неприемлемы, потому что Apple должна менять условия.
В 2019 году Spotify подала жалобу на Apple в Европе, обвинив её в антиконкурентной практике, поскольку она запрещает музыкальным стриминговым сервисам рассказывать пользователям про альтернативные способы оплаты подписки. Год спустя Epic Games, создатель Fortnite, подала в суд на Apple в США, обвинив её в нарушении антимонопольного законодательства, вынуждая разработчиков использовать её платежную систему.
В 2021 году суд в США обязал Apple разрешить использование сторонних платежных систем в приложениях на iOS. Apple выполнила это требование, но с одним условием: разработчики должны платить комиссию 27%.
Вот как сама Apple объясняет это решение:
Все разработчики App Store, включая тех, кто размещает в своих приложениях кнопки или ссылки с призывами к действию, пользуются запатентованными технологиями и инструментами Apple, защищенными интеллектуальной собственностью, и получают доступ к ее пользовательской базе. Это включает в себя инвестиции Apple в инструменты для разработчиков, SDK и API, а также обновления самой платформы. Кроме того, Apple обеспечивает безопасную и надежную работу на своей платформе, в которой пользователи и разработчики могут свободно совершать покупки.
Apple
Формально Apple выполнила требование, но идеологически интерпретировала решение в свою пользу. Суд также поддержал позицию Apple, Epic Games планирует обжаловать это решение.
Очевидно, что это показуха. Удовлетворяет ли это суд? Возможно.
Колин Касс, антимонопольный юрист
Подобную схему Apple реализовала в Южной Корее. Министерство связи и информационно-коммуникационных технологий обязало Apple отменить комиссию, пригрозив штрафом в $15,4 млн. Apple заявила, что её изменения соответствуют закону.
Евросоюз впервые оштрафовал Apple, и сразу на €1,8 млрд
Жалоба Spotify привела к более серьезным последствиям. Помимо того, что Apple обязали разрешить музыкальным стриминговым сервисам рассказывать о других способах покупки подписки, ей выписали штраф в размере €1,84 млрд за злоупотреблением доминирующим положением.
В ответ Apple пообещала обжаловать решение, а также выпустила необычно жесткий пресс-релиз, в котором подробно объясняет, почему она не согласна с выводами Европейской комиссии.
Сегодня Spotify владеет 56-процентной долей европейского рынка потоковой передачи музыки, что более чем в два раза превышает долю их ближайшего конкурента, и ничего не платит Apple за услуги, которые помогли сделать его одним из самых узнаваемых брендов в мире. Большая часть их успеха связана с App Store, а также со всеми инструментами и технологиями, которые Spotify использует для создания, обновления и распространения своих приложений среди пользователей Apple по всему миру.
Несмотря на этот успех и роль App Store в его реализации, Spotify ничего не платит Apple. Это потому, что Spotify, как и многие разработчики App Store, сделал выбор. Вместо того чтобы продавать подписки в своем приложении, они продают их на своем веб-сайте. И Apple не взимает комиссию с этих покупок.
Spotify хочет изменить правила в свою пользу, встроив цены на подписку в свое приложение без использования платежной системы App Store. Они хотят использовать инструменты и технологии Apple, распространять их в App Store, пользоваться доверием, которое мы завоевали у пользователей, и ничего не платить за это Apple.
Короче говоря, Spotify хочет большего.
Apple
Также Apple обратила внимание, что Spotify давно сотрудничает с Европейской комиссией в попытке изменить свои условия работы в App Store.
В 2015 году Spotify начала сотрудничать с Европейской комиссией в рамках расследования, не имеющего ничего общего с реальностью. Они утверждали, что рынок цифровой музыки застопорился и что Apple сдерживает конкурентов. К несчастью для них, Spotify продолжал расти и, отчасти благодаря App Store, затмил все остальные цифровые музыкальные компании в мире.
В течение следующих восьми лет и более 65 встреч со Spotify Европейская комиссия попыталась начать три разных дела. С каждым разом они сужали сферу своих претензий, но у каждой версии была пара общих черт:
▪️ Отсутствие доказательств вреда для потребителей: европейские потребители имеют больше возможностей для выбора, чем когда-либо, на рынке цифровой музыки, который растет в геометрической прогрессии. Всего за восемь лет он вырос с 25 миллионов подписчиков до почти 160 миллионов, с более чем 300 миллионами активных слушателей, и Spotify стал крупнейшим бенефициаром.
▪️ Никаких доказательств антиконкурентного поведения: восемь лет расследований так и не привели к созданию жизнеспособной теории, объясняющей, как Apple препятствовала конкуренции на рынке, который так явно процветает.
Европейская комиссия выносит это решение незадолго до вступления в силу нового Закона о цифровых рынках (DMA). Apple собирается выполнить требования DMA в течение нескольких дней, и в наши планы входят изменения в правилах, которые оспариваются в этом деле. Очевидно, что это решение не основано на существующем антимонопольном законодательстве. Это попытка Комиссии обеспечить соблюдение DMA до того, как DMA станет законом.
Реальность такова, что европейские потребители имеют больше выбора, чем когда-либо. По иронии судьбы сегодняшнее решение во имя конкуренции лишь укрепляет доминирующее положение успешной европейской компании, которая является безудержным лидером рынка цифровой музыки.
Apple
Spotify, естественно, согласна с решением Европейской комиссии. При этом она ждет, как Apple будет реагировать на требования решения, потому что «Apple регулярно игнорирует законы и решения судов на других рынках».
App Store превратился в набор разных магазинов
Раньше правила App Store были едины во всех странах и для всех разработчиков.
Теперь App Store внешне выглядит одинаково везде, но детали его работы отличаются в разных странах. Причем зачастую эти отличия появляются не по желанию Apple.
Практика показывает, что даже такую крупную компанию как Apple можно обязать изменить правила работы. И нет никаких сомнений, что законодатели в других странах, особенно в тех, где Apple работает давно и имеет успешные позиции, будут влиять на работу App Store.
Источник