Как работают инженеры сотовых вышек

Вышки сотовой связи так прочно вписались в городские и загородные пейзажи, что мы почти перестали их замечать. Но их работу не заметить невозможно. Без вышек, а точнее, базовых станций, расположенных на них, не будет ни связи, ни мобильного интернета.
Кто поддерживает работу сети, как быстро устраняют аварии и от чего они происходят – об этом я поговорил с инженерами обслуживания радиочасти МТС в Московском регионе Алексеем Белоножко и Николаем Сидоровым.
Зачем вообще нужны инженеры эксплуатации сетей?
Обычно подобные статьи стартуют с объяснения задач и профессиональных обязанностей в конкретной профессии. Предлагаю сделать наоборот.
Что будет, если перестать обслуживать базовые станции?
По словам моих собеседников, дальнейшая картина вполне предсказуема…
Первые 5-10 дней. В некоторых местах связь ухудшится, и количество жалоб будет быстро расти.
Спустя 2-3 недели. Отключение оборудования на нескольких вышках в районе спровоцирует перегрузки на соседних. Сильно упадёт скорость интернета, появятся крупные «мёртвые зоны». Даже дозвониться будет непросто.
Спустя месяц. В некоторых районах не будет никакой сотовой связи, за исключением самых стабильных сегментов, работающих с огромными перегрузками и рискующих «упасть» в любой момент. Часть БС продолжит работать и месяц, и даже год, но из-за отсутствия связи с другим оборудованием в сети они могут стать бесполезными.
Что может помешать работе БС и сколько нужно времени на устранение преграды? Вот только некоторые причины:
▪ Перебои или отключение электропитания – от нескольких минут до нескольких часов в зависимости от причины.
▪ Что-то случилось с оборудованием, ведь даже простой электрочайник рано или поздно ломается. На замену требуется несколько часов.
▪ Повредили магистральную сеть, с которой связана станция, например, при строительстве нового дома или дороги – на устранение аварии может потребоваться день и даже больше.
На работу базовых станций влияют разные факторы, в том числе неочевидные на первый взгляд, например, рост деревьев, которые в какой-то момент начинают перекрывать сигнал.
Прямая видимость между радиорелейными станциями ухудшается и возникает необходимость проводить модернизацию: менять физическое положение антенны или «перепривязывать» ее к другой БС. Иногда это невозможно сделать, тогда мы полностью меняем транспортную часть, вплоть до перехода на арендованные у интернет-провайдеров каналы.
В небольших регионах даже потеря одной базовой станции может повлиять на качество связи.
В городе это может быть незаметным, потому что в плотной застройке почти каждый сектор многократно перекрыт, т.е. обслуживается и соседними станциями. Телефон просто подключится к вышке, находящейся чуть дальше.
– Николай Сидоров, инженер 1-й категории МТС
Апокалиптично? А то.
Чтобы такого не случилось, нужны сложные ИТ-системы диагностики сети и обязательно инженеры, которые каждый день следят за работой оборудования на вышках, обновляют и модернизируют его.
Как устроен рабочий день инженера МТС

Я попросил Алексея и Николая описать типичный выезд бригады. Спектр потенциальных задач большой: жалобы, модернизация оборудования, расширение сети и так далее.
В МТС для анализа любых инцидентов есть несколько ИТ-ресурсов:
• Remedy
• Система управления (в зависимости от вендора) установленным оборудованием
• Программный комплекс планирования работ, собственная разработка.
Remedy – это система автоматизированной эксплуатации сети, в которой регистрируются, хранятся и обрабатываются все инциденты, проблемы, жалобы и работы на сети. Если вы пишете оператору, что у вас в гостиной плохое качество связи, это обращение попадет сюда. К Remedy подключена сверхподробная карта с точными координатами вышек и другого оборудования МТС по всей стране, номера диспетчеров, охраны и других людей, чьи контакты помогут бригаде максимально быстро добраться до оборудования, даже если оно расположено на частной территории.
Попав в систему Remedy, информация об инцидентах систематизируется и приоритезируется: отсеивается то, что можно решить через удалённое подключение и перенастройку программного обеспечения, и определяется приоритет инцидента с учетом влияния на абонентов для выезда бригады на место.
Дальше руководитель с помощью специальной программы распределяет задачи на выезд инженеров с учётом в том числе их реального местоположения – проблема-то срочная.
В каждой бригаде минимум два человека. Это необходимо не только для безопасности, подстраховки и помощи. Многие задачи требуют одновременной работы нескольких инженеров.
Рабочая бригада получает задачу, анализирует её и решает, какое оборудование, скажем, альпинистское снаряжение, и «железо» для замены необходимо взять. Затем все «грузятся» и выезжают на место.
Бригада не занимается пайкой или коммутированием. Это работа сервисных центров. Бригада делает блочный ремонт. Ведь базовая станция – объект большой, десятки метров в высоту. Что-то «тонкое» в таких условиях сделать невозможно, да и опасно.
Поэтому бригада проводит диагностику оборудования вышки «с земли», заменяет блок на новый, а неисправный везёт в сервис-центр, где другие сотрудники разбираются в первопричине поломки.
Какое оборудование используют инженеры МТС в работе
С собой, помимо инструментов и страховочной экипировки, у инженеров есть ноутбук и смартфон. Ноутбук – средство управления и мониторинга «вообще всего, что происходит в станции». Программы используются специализированные, от производителя оборудования.
Также применяются приборы для решения более узких задач. Например, анализатор антенно-фидерных устройств (АФУ), приборы для определения азимута.

Так выглядит анализатор антенно-фидерных устройств (АФУ). Пример оборудования от российской компании НПО Радар.
Спросил у ребят про массово доступный софт, например, чтобы самостоятельно проанализировать качество связи. Выяснил, что такие программы не подходят для профессионального использования, ведь точность не та, и информации от них мало.
В смартфоне для работы они используют разве что компас, данные с акселерометра/гироскопа смартфона, а ещё приложения с картами.
Карты нужны, например, чтобы посмотреть, в каком направлении находятся другие близлежащие станции и построить прямую линию до них. Это помогает понять, что происходит: появились ли новые факторы, которые повлияли на связь и вызвали проблему, например, началось какое-то строительство.
– Алексей Белоножко, ведущий инженер МТС
Пример работы инженеров МТС. ЧМ по футболу в 2018 году

Фан-зона на Воробьёвых горах в Москве, ЧМ 2018 в России.
Выезды бывают также в связи со срочным запуском и настройкой оборудования. В 2018 году компания обеспечивала мобильной связью Чемпионат мира по футболу, Алексей и Николай в этом тоже участвовали.
В районе Воробьёвых гор была фан-зона, и уже в первые часы ее работы стало понятно, что людей соберется сильно больше, чем прогнозировалось.
Срочно нужно было добавить ёмкости. Мы буквально ночью привезли на место несколько мобильных базовых станций и вывели их в эфир.
На следующий день народу стало ещё больше, чем в первый день, а Чемпионат только набирал обороты! Ночью достраивали ещё. В итоге справились, у нас там интернет просто «летал».
– Алексей Белоножко, ведущий инженер МТС
Как стать инженером в МТС

Если коротко, то нужно иметь профильное образование, хорошее здоровье, не бояться высоты и хорошо разбираться в электронике.
Я написал резюме, разместил в интернете, после чего мне позвонили из МТС. Приехал на собеседование, затем ещё одно – и с тех пор работаю в компании уже 12 лет.
Наша бригада занимается сетью радиодоступа. Но в команде есть разные специалисты для поддержки работы всех частей станции: от электропитания до волоконно-оптических линий на магистрали.
Среди нас много выпускников вузов, специализирующихся в области связи. Если говорить про московские, это МТУСИ, МГТУ им. Баумана, МАИ.
– Алексей Белоножко, ведущий инженер МТС

Если вы хотите присоединиться к команде специалистов по обслуживанию оборудования сотовой связи, примерьте на себя требования и рекомендации для трудоустройства в качестве инженера. Их нам предоставила МТС.
Образование крайне желательно высшее профильное, радиотехника.
Типичные задачи: приемка, техническое обслуживание, ремонт оборудования радиоподсистемы мобильных базовых станций и радиорелейных станций, эксплуатация систем электропитания.
Базовые требования (инженер):
▪ знания стандартов и принципов работы сетей сотовой связи 2G-5G
▪ знание радиотехники, основ распространения радиоволн.
▪ знания работы транспортных сетей на основе РРЛ и оптоволокна.
▪ знания в электротехнике
▪ знания в области охраны труда и электробезопасности
Когда берём на работу, обращаем внимание на опыт. Например, это может быть студент с ещё незаконченным профильным, успевший поработать 2-3 года в подрядной организации и получивший представление о том, как устроена общая сеть.
– Николай Сидоров, инженер 1-й категории МТС
Дополнительные требования (старший инженер):
▪ опыт работы с оборудованием вендоров: NSN, Huawei, NEC, Intracom, УЭПС, СвязьИнжиниринг, Маяк
▪ наличие водительского удостоверения категории В и опыта вождения не менее 3 лет
▪ IP-адресация, маршрутизация
Расширенные требования (ведущий инженер):
▪ пуско-наладка оборудования базовых станций сотовой связи и РРП
▪ выявление и устранение недостатков выполненных работ по АФУ, БС и РРЛ
▪ интеграция, вывод в эфир базовых станций
▪ технический английский язык
Насколько опасна работа инженера сотовых сетей?

Это профессия для сильных и активных людей – требования к состоянию здоровья инженера существенные:
Крайне важна физическая подготовка. Человек должен быть способен залезть на башню или пройти по снежному полю с оборудованием. Это могут быть блоки по 20 килограмм, которые необходимо поднимать на высоту 70 метров. Или антенны по 30-40 кг и больше, например, многосекторные антенны со встроенным радиомодулем, это 60 килограмм!
– Николай Сидоров, инженер 1-й категории МТС

Ежегодно сотрудники проходят медицинское обследование, на основании которого выносится решение о допуске к работе. Дополнительно к этому нужно соблюдать технику безопасности и помнить о рисках.
А рисков в этой работе достаточно, начиная с ДТП и заканчивая падением с высоты.
Помимо здоровья, важна и эмоциональная подготовка. Отсутствие страха и боязни высоты тут обязательны. Высота некоторых башен – до 125 метров, которые надо преодолеть и благополучно спуститься.
Есть ли карьерный рост у инженеров в МТС

В этой работе без лестницы просто никак, в прямом и переносном смысле.
Я пришел в МТС техническим специалистом. Потом стал инженером. Дальше уже, если человек себя проявляет и от него видна отдача, есть следующая ступень – старший инженер, потом ведущий инженер, эксперт, старший эксперт, ведущий эксперт. Это не просто запись в «трудовой», от этого напрямую зависит специфика работы, масштаб задач и, конечно, зарплата.
– Алексей Белоножко, ведущий инженер МТС
Связь есть, связь будет

Благодаря ежедневной работе тысяч инженеров по эксплуатации сети, мы пользуемся мобильным интернетом в любое время и в любом месте. Если что-то не работает, именно эти люди спешат на помощь, невзирая на погоду и время суток.
Большое спасибо МТС, а также персонально Алексею и Николаю за помощь в подготовке материала.
Источник

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: