В феврале этого года я прошёл через самое красивое и экстремальное приключение в моей жизни.
Сквозь дремлющий вулкан Казбек, вдоль Долины Дьявола и через искусственное ледниковое водохранилище изумрудного цвета проходит Военно-Грузинская дорога, которая соединяет города двух стран: российский Владикавказ и грузинский Тбилиси.
Но чтобы увидеть эти ошеломительные места в лучшем виде, день поездки пришлось выбирать долго. Видимость для кадров, которые вы увидите ниже, должна была быть идеальной.
За 12 часов дороги я побывал в двух средневековых храмах, увидел озеро, на месте которого был город, чуть не замёрз посреди смертельных немецких тоннелей, поел самых вкусных хинкалей во всей Грузии и увидел Долину Дьявола такой, какой мало кто видел.
Ниже фотопост, снятый полностью на iPhone 13 Pro.
Параллельно даю маршрут и подробности о каждой локации, которые мне с большим интересом рассказала отличная грузинская сопровождающая нашей группы.
Содержание:
◈ Цена и сложность в выборе дня
◈ Где проходил маршрут
◈ Изумрудное Жинвальское водохранилище
◈ Крепость Ананури над призрачным мостом
◈ Ресторан Пасанаури с лучшими хинкалями Грузии
◈ Эпичные виды у Южной Осетии
◈ Арка Дружбы над Долиной Дьявола
◈ Смертельные тоннели и снежные пустоши
◈ Тихий вулкан Казбек и небесный храм Гергети
◈ Впечатления по итогу
◦ Назад к содержанию ◬
Микро-тур за 4000 рублей, охотился за ним месяц
Поездку нашёл в феврале 2024 года на сайте Tripster. Базово она стоила 24 евро, но в предложении сразу указано, что потребуются дополнительные расходы на смену джипа в последней локации, а за ужин в конце платим сами. Это увеличивает сумму ещё на 15 евро, а с переводом на рубли получается около 4000 рублей.
Экскурсией предложенный маршрут назвать сложно, потому что за один солнечный день в общей сложности мы проехали 320 километров туда-обратно, посетили 5 значимых локаций и услышали десяток интересных историй, которые охватили эпоху в 700 лет. Это на самом деле был небольшой тур по самой известной и непредсказуемой трассе Грузии.
Самой большой задачей было выбрать идеальный день. Туры проводят по выходным, но попасть в такое время, чтобы не было ни снегопада, ни облачности, сложно. Поездка откладывалась буквально каждую неделю целый месяц, потому что прогноз грозил лишить нас 70% впечатлений. Речь, всё-таки, шла о подъеме на 1,5 километра с видом на горы. Небо под такое путешествие должно было кристальное.
Нашей группе из 6 человек повезло. Прогноз не соврал, и даже экскурсовод, которая ездит этим маршрутом последние несколько лет, сказала что такая чистая видимость – это большая удача.
◦ Назад к содержанию ◬
Маршрут шёл через 6 локаций от Тбилиси до границы с Россией
Наш путь выглядел так:
Остановка у метро Руставели
Жинвальское водохранилище
Крепость Ананури
Ресторан Пасанаури
Смотровая площадка “Крест”
Арка Дружбы
Пробка из-за аварии в тоннеле
Смена авто
Троицкий монастырь
Снова смена авто
Ресторан Пасанаури
Возвращение в Тбилиси.
Сбор был около 9 часов утра на остановке в центре Тбилиси (метро Руставели). В общей сложности нас было 6 человек в группе, плюс экскурсовод и водитель маршрутного «мерса».
Можно было не брать с собой еду, а захватить только воду, поскольку перекус в начале поездки и ужин в конце входят в маршрут.
Поздоровались, представились, сели по местам и отправились в дорогу. Первая точка интереса была через час езды, во время которой мы познакомились лучше, а сопровождающая рассказывала истории о местах, которые мы видели за окном.
◦ Назад к содержанию ◬
Изумрудное Жинвальское водохранилище, затопившее город
Первой локацией было искусственное озеро из талых вод целых четырёх притоков реки Арагви. Водохранилище создали в 1975 году на месте села Жинвали.
Благодаря тому, что притоки стекают по разному грунту, в конечном итоге из белых глинистых, известняковых и чёрных сланцевых пород формируется нежнейший лазурный цвет.
Тбилиси расширялся, и его нужно было питать энергией всё больше. Было принято решение построить ГЭС, которая впоследствии затопило село.
В средние века это был богатый город Жинвали с дворцами и замками, где прямо перед затоплением нашли монеты времён правления царицы Тамары (1100-е годы). Ранее настолько древние артефакты находили буквально по паре штук в Европе, а тут целых 17. А первые упоминания заселения города отнесли ко времени царя Давида IV Строителя (правил с 1089 года).
Его постройки частично перенесли в осушенную часть от плотины в два места. Одно село называется Чинти, а второму подарили имя города, Жинвальское. Но большинство архитектуры, памятников, гробниц и 60% неисследованных мест для раскопок осталось под водой.
Экскурсовод сказала, что перенесли даже кладбище, так как эту воду планировали и прямо сейчас используют как питьевую в Тбилиси. Не всех, но те, кто мог, когда узнал о планах затопить город – вывезли.
С 2007 года ГЭС принадлежит швейцарской компании, планируется расширение вторым туннелем водосбора, чтобы увеличить лимит вырабатываемой энергии. Сейчас это главное ограничение плотины.
◦ Назад к содержанию ◬
Крепость Ананури над призрачным мостом
Меньше, чем через полчаса мы приехали в Крепость Ананури, возведённую в 16-м веке и сохранившуюся в идеальном состоянии. Её также называют замком и цитаделью, поскольку это был один из главных форпостов, стоящих между Дарьяльским ущельем (соединяет с Россией) и Жинвали с Тбилиси.
Крепость часто упоминают как одну из главных точек интереса для туристов. В ней находится Успенский собор в Ананури, возведённый совместными усилиями грузин и армян, о чём говорят инициалы обоих народов на внешней каменной кладке.
Внутри выглядит бедно. В советское время стены замазали едким слоем побелки, который уничтожил почти всю роспись. Что осталось, попытались дорисовать, но, сами видите, получилось неидеально.
Мост, который уходит под воду во время прилива рек
Зато на полу, по словам сопровождающей, сохранился камень, который ни разу не перекладывали со времён возведения – редкость для любой церкви. На вид совершенно гладкий и истоптанный, так что поверить было несложно. К слову, прямо в этом полу без заграждений замурован прах местных священников прошлого. Нас успокоили, сказав, что они сами этого хотели.
Рядом с собором есть смотровая башня, которая была возведена до него. А на стены можно спокойно залезть и даже попасть внутрь одной из вышек. Некоторые «этажи» в ней оказались сделаны из древних брёвен, по которым страшно было ходить (разумеется, полусогнуто), но, вроде, дерево всех удерживает.
Тут же можно изнутри увидеть умную кладку «окон» внутри укреплений. Снаружи они будто замурованы, на самом деле изнутри идёт панорамный осмотр на низменность, который защищён размещёнными под 45 градусов камнями-распорками, которые защищали от стрел.
Ниже под крепостью есть остаток военно-грузинской дороги «первого поколения», мост которой из-за Жинвалькоского водохранилища теперь уходит под воду во время приливов.
◦ Назад к содержанию ◬
Ресторан Пасанаури с лучшими хинкалями в Грузии
Через 25 минут нас привезли в ресторан с лучшими хинкали, которые я пробовал в Грузии. Но их нам подавали вечером и за отдельную плату, а утром здесь угостили лёгким снеком из закрытых хачапури с чаем.
Пока перекусывали, туристы чуть лучше познакомились друг с другом, а потом нас попросили изучить меню, сделать заказ на ужин, когда вернёмся на обратном пути, и собираться дальше.
Перекус был лёгким, но необходимым, потому что после ресторана нас ждал крепкий подъём по снежному серпантину. Его нам помогла пережить не менее крепкая чача, которую уже в машине наш экскурсовод неожиданно вытащила из своей аккуратной сумочки.
◦ Назад к содержанию ◬
Эпичные виды у Южной Осетии
Следующей большой локацией была Арка Дружбы Грузии и России. Но перед ней мы сделали короткую остановку.
Дорога к арке лежит через резкий горный подъём, который зимой иногда закрывают из-за плохой видимости во время снегопадов. Напоминаю, это единственный наземный путь к пограничному пункту между Россией и Грузией на Верхний Ларс.
Что перевести дух, сразу после крутого серпантина мы сделали остановку на смотровой площадке «Крест».
Название, видимо, взяли из-за формы подиума, с которого открываются виды на горы Южной Осетии с крохотным на их фоне селом Земо Млета. Зимой место кажется безжизненным: облачные часы, в которые мы застали локацию, ещё сильнее напомнили атмосферу из Resident Evil Village.
После пары стопок чачи стоять у обрыва и держать телефон прямо над пропастью было, прямо скажу, жутковато. Долго тут не стояли. Сделали пару кадров и поехали дальше.
Поиграл в Resident Evil Village на MacBook в 4K 60 FPS. Неужели на Маках возможен нормальный гейминг
29
◦ Назад к содержанию ◬
Арка Дружбы над Долиной Дьявола
Арка Дружбы на Военно-Грузинской дороге расположена прямо за быстрорастущим горнолыжным курортом Гудаури. Монумент разработан по проекту Зураба Церетели и возведён в 1983 году под руководством архитектором Георгия Чахава. Мозаичная фреска выполнена тремя грузинскими художниками, показывает исторические события, связывающие народы двух стран.
У памятника есть побратим в Москве, монумент «Дружба навеки», возведённый в тот же год. Его можете посмотреть на Тишинской площади, метро Белорусская.
Народу было много, я даже удивился, учитывая, что вокруг была глушь.
Зимой вид с арки в солнечную погоду оказался невероятным, возможно, лучшим, какой здесь можно застать из всех времён года. Это был один из тех двух моментов, когда экскурсовод с восхищением сказала, что нам очень повезло – хотя вы уже в курсе, что дело было не в везении, а в расчёте погоды.
Прямо под аркой есть смотровые площадки с видом на Долину Дьявола, а если быть точнее, то на долину всё той же реки Арагви, которая питает Жинвальское водохранилище. Глядя на ущелье, оправдать название легко. Дух захватывало.
Озеро на кадрах так и называется, «Озеро под Монументом дружбы народов», а цвет у него изумрудный как раз потому что питается оно тем же потоком, что и водохранилище.
Последней локацией было подножие вулкана, но вот путь до него оказался самым жутким, опасным и в какой-то момент даже вызвавшим серьезное чувство безнадёжности. Особенно на обратном пути.
◦ Назад к содержанию ◬
Смертельные тоннели и снежные пустоши на пути к уснувшему гиганту
Военно-Грузинская дорогая, которая сейчас выполняет роль главного экономического узла между Грузией и Россией, взяла своё название из стратегического в прошлом назначения.
У пути есть две дороги, одна обычная, а вторая паралелльно – в тоннеле. В зимний период, когда есть вероятность лавины, используется второй маршрут.
Тоннели жуткие. Они без освещения и совершенно никак не отделаны, без вентиляции. А внутри едешь и чувствуешь скопившиеся выхлопы от бесконечного потока автомобилей. К тому же, движение для фур одностороннее, так что иногда тут ждут очередь.
Зону считают непригодной для жизни, но жизнь тут на несколько лет появилась и жутким образом закончилась.
По рассказам экскурсовода, основную долю тоннелей сделали пленные немцы в Советском Союзе. По словам местных, которые нам передала сопровождающая, в 1942 году войска Германии в операции «Эдельвейс» пытались захватить советские нефтяные месторождения на Юге, и первые две диверсионные группы поддерживали бомбрадироващики.
История ходит такая, что советская армия отреагировала быстро, но не молниеносно, поэтому немецкий флаг «два часа над Казбеком был». По её рассказу, Союз «замял» историю и избежал публичности, но Сталин её запомнил и отомстил, когда в 1948 году приказал разбить лагерь для военнопленных. К закрытию лагеря в 1956 году были построены пять тоннелей, два моста, противолавинные барьеры. Правда, вывозить было некого. Немецкие туристы здесь всё ещё останавливаются у захоронений, которые можно увидеть, только если знаешь, где их искать среди полуголых скал.
Информацию проверить сложно, но история звучит складно.
Испытать условия на себе мы и сами смогли на короткий период. Прямо после первого тоннеля мы встали посреди снежной пустоши. В планах этого не было, и потенциального времени ожидания никто не знал. Объяснили тем, что в одном из пролётов кто-то неудачно развернулся, и машины не могли проехать.
Виды были красивыми, конечно, но холодно стало почти моментально. Ждали минут 20 в итоге, сели снова по машинам и поехали к последнему перевалочному пункту – максимально близко к границе с Россией и уже у самого подножия вулкана.
◦ Назад к содержанию ◬
Тихий вулкан Казбек и небесный храм Гергети
За этой стеной гор Россия, а у подножия маленький городок Степнцминда
Почти сразу после прохода границы между Россией и Грузией в Верхнем Ларсе автомобили встречает посёлок Степанцминда. От него уже можно добраться на вершину уснувшего вулкана и к Троицкой церкви 14 века.
Здесь мы сменили автомобиль на горный и поехали к храму.
Казбек называют стратовулканом. Вы наверняка удивились его странной конической форме. Она образовалась из-за постоянных извержений, которые слоями сформировали силуэт горы. Однако последнее извержение было больше, чем 25 веков назад, поэтому вершина успела заостриться. Несмотря на тишину, здесь отмечают постоянную сейсмическую активность, поэтому назвать его усопшим не могут. Он, скорее, взял перерыв.
Сейчас, кстати, самый сезон для восхождения на вулкан, но в феврале мы поднялись только к монастырю, видно стоящему на высоком холме. Дорога в это время настолько опасная, что мы на обратном пути тут чуть не перевернулись.
Троицкий монастырь
Троицкий монастырь местные очень почитают. Это древний храм, в котором прятали реликвии во время войн, которые защищали монахи от попыток его уничтожить, и его первым среди известных храмов видят на въезде в страну. Несколько лет назад до него построили канатную дорогу, которую очень быстро сломали, потому что она портила вид. И, правда, когда смотришь на церковь издалека, создаётся чувство, будто она стояла тут тысячелетиями. Говорят, место особенное, и раньше здесь было место поклонения язычников.
Внутри храма всё аскетично. Видно структуры из голого камня, которые играли роль пещер-капсул для сна постояльцев. Насколько запомнил, монахи в них проводят ночи и сейчас.
Главная особенность – каменный иконостас. Я впервые видел такой. Скромный и монументальный, он очаровывал.
Храм горел, внутри есть единственная уцелевшая икона с обожженными лицами Марии и Иисуса.
Пешая дорога занимает 1,5 часа с подъёмом на 400 метров вверх. Зимой можно доехать только на специальном джипе с высокими узкими колёсами. На обратном пути авто перед нами попало в аварию, и в попытках объехать его мы сами чуть не улетели в кювет. Ледяная дорогая становится похожа на рельсы, которые не дают особо развернуться.
Для понимания масштабов, Тбилиси находится на высоте 428 метров над уровнем моря, Степанцминда на уровне 1744 метров, Троицкая церковь на уровне 2170 метров, а вершина Казбека достигает 5033 метра. Наш подъём за время поездки составил больше полутора километров.
К слову, Казбек не принадлежит Грузии полностью. По нему проходит граница, так что добраться до вершины можно и вторым путем, из Владикавказа. Насколько понимаю, этот путь менее традиционен.
◦ Назад к содержанию ◬
Впечатления на всю жизнь. Советую
После церкви мы развернулись обратно. Спустились к Степанцминде, сменили авто и прямой дорогой поехали до ресторана Пасанаури, где нас уже ждал сделанный ранее заказ. На середине пути встали в пробку, которая начала казаться невыносимой после 12 часов в дороге.
В Тбилиси вернулись приблизительно в девять вечера.
Почти обо всех местах, которые я упомянул в статье, писали русские классики, но это даже не десятая часть точек интереса, которые можно встретить на маршруте. Военно-грузинская дорога, лежащая вдоль реки Арагви – это буквально место силы, здесь последние тысячу лет бурлила история, след которой видно чуть ли не каждые сто метров пути.
Это была одна из самых увлекательных поездок, во многом благодаря отличным нарративным навыкам и умению чувствовать компанию сопровождающей, в которой ощущался бешеный интерес к истории своей страны.
Экскурсию заказывал, несколько помню, на сайте Tripster, но в принципе сможете сами её загуглить при желании, план моей поездки вам поможет сориентироваться с гидом.
Напоминаю, что вся поездка обошлась приблизительно в 110 лари вместе с ужином в ресторане и дополнительной платой за джип на последнем подъёме к Троицкому монастырю. По текущему курсу это чуть меньше 4000 рублей.
Если решитесь ехать, выбирайте солнечный день. Скажете себе большое спасибо.
В тему: Что нужно знать, чтобы снять квартиру в Тбилиси. Я поменял четыре штуки за полгода и это кошмар
📸 Все фотографии в статье:
Источник